Календарь

banner1.jpg

www.mitropolia-spb.ru

banner3.jpg

www.морскойсобор.рф.

Мастерские Морского собора




"Не в силе Бог, а в правде!" - Св. блгв. кн. Александр Невский

Героический патриотизм духовенства в Великую Отечественную войну

09.05.2021

Героический патриотизм духовенства в Великую Отечественную войну

Героический патриотизм духовенства в Великую Отечественную войну

   Православное духовенство с давних времен благословляло на ратный труд воинов, молилось о «даровании победы над сопротивныя», а зачастую и само принимало участие в ратном деле, подобно Преподобному Сергию Радонежскому, отправлявшему с князем Димитрием Донским на Куликово поле своих иноков Пересвета и Ослябю. Вспоминая тех, кто сражался на фронтах Великой Отечественной Войны, кто работал на нужды фронта, кто голодал и не сдавался в осажденном Ленинграде, тех, кто пережил ужасы концлагерей и фашисткой оккупации – необходимо отметить о священников, отдававших свою душу и свои жизни, «не щадя живота своего». 
   Многие сотни священнослужителей, отбыв срок в лагерях, тюрьмах и ссылках, были призваны в ряды действующей армии, они с честью выполнили свой гражданский и христианский долг. Ведь только в 1937 году были арестованы 136 900 православных священников и церковнослужителей, из них расстреляны 85300… Патриотизм оказался сильнее обид и ненависти, вызванных долгими годами гонения на религию. 
   Вот несколько примеров: Архимандрит Леонид (Лобачев) в начале войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии и стал гвардии старшиной. Дошел до Праги, был награжден многими орденами. После демобилизации был назначен первым руководителем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме после ее открытия в 1948 году. Сержант Виктор Коноплев, будущий митрополит Калининский и Кашинский Алексий, до войны был церковнослужителем – псаломщиком. «Я был в двух шагах от смерти, но, по милости Божией, выжил». Среди священнослужителей есть кавалер солдатского ордена Славы всех трех степеней как заштатный диакон храма в селе Бровары Борис Крамаренко. Стефан Козлов, в войну служивший пулеметчиком с момента призыва – с июля 1944 года. В последние годы своего служения он был клириком храма во имя святого благоверного князя Александра Невского в Санкт-Петербурге. 

   Батюшки активно участвовали в партизанском движении. За связи с партизанами десятки священнослужителей были расстреляны или сожжены фашистами, среди них священники Николай Пыжевич, Александр Новик, Павел Щерба, Павел Сосновский, Назоревский и многие другие. Настоятель Покровской церкви в селе Хоростово Пинской области (Полесье) Иоанн Лойко принародно благословил трех своих сыновей, Владимира, Георгия и Александра, идти в партизаны. 
   Настоятель храма деревни Кобыльники Вилейской области Петр Бацян имел мужество помогать евреям. Был арестован гестапо. В минской тюрьме фашисты запрягали священника в плуг и пахали на нем тюремный огород. Вволю поиздевавшись над отцом Петром, гитлеровцы затравили его насмерть собаками. За связь с партизанами был расстрелян священник Александр Новик с женой и детьми. По доносу за помощь партизанам сожжен священник Назоревский с дочерью. За сотрудничество с партизанами был расстрелян священник деревни Лаша Виталий Боровский вместе со всей своей семьей. 

Героический патриотизм духовенства в Великую Отечественную войну

 О подвиге духовенства В Ленинграде надо сказать особо. На начало войны, общее количество штатных православных священнослужителей в Ленинграде не превышало 25 человек, кроме того, было около 30 приписных, заштатных и катакомбных священников. Каждый третий из них умер во время блокады. От голода к весне 1942 года из 6 клириков Преображенского собора в живых осталось лишь 2. И, тем не менее, оставшиеся в живых священники, в основном, пожилого возраста, несмотря на голод и холод, продолжали служить. Духовенство участвовало в рытье окопов, организации противовоздушной обороны в блокадном Ленинграде. 
   Вот всего один из примеров: в справке, выданной 17 октября 1943 года архимандриту Владимиру (Кобецу) Василеостровским районным жилуправлением, говорилось: «Состоит бойцом группы самозащиты дома, активно участвует во всех мероприятиях обороны Ленинграда, несет дежурства, участвует в тушении зажигательных бомб». Из воспоминаний отца Виктора (Ерошенко), настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте: «Каждый день священники блокадного Ленинграда совершали богослужения. Утром в 8 часов, а вечером в 16. Всe было подгадано, чтобы не попасть под бомбежки». Из воспоминаний балерины Милицы Дубровицкой об отце, протоиерее Владимире Дубровицком: «Всю войну не было дня, чтобы отец не вышел на работу. Бывало, качается от голода, я плачу, умоляя его остаться дома, боюсь – упадет, замерзнет где-нибудь в сугробе, а он в ответ: «Не имею я права слабеть, доченька. Надо идти, дух в людях поднимать, утешать в горе, укрепить, ободрить». И шел в свой собор». Священники и их паства в блокадном городе жили одной судьбой. Вокруг храмов формировалась община, помогавшая друг другу выжить, выстоять. Без какого-либо участия городских властей в подвале Спасо-Преображенского собора было оборудовано бомбоубежище на 500 человек, для прихожан и жителей окрестных домов. Нуждающимся помогали деньгами, дровами, свечами, маслом для освещения и другими жизненно необходимыми вещами. 
   В самый разгар войны Сталин пишет благодарственное письмо ленинградским священникам. Его публикует газета "Правда". Свою веру не боялся прилюдно выражать маршал Говоров, командующий Ленинградским фронтом. Практически всe православное духовенство, оставшееся в окруженном городе позднее получит государственные награды – медали «За оборону Ленинграда». В своем обращении от 26 июля 1941 года ленинградский митрополит Алексий (Симанский) рассказал, что какие-то неведомые богомольцы принесли в храм и положили у иконы Святителя Николая в укромном месте пакет, в котором оказалось 150 золотых десятирублевых монет старой чеканки. Всего же к концу 1941 года свои патриотические взносы сделали все православные приходы Ленинграда, на общую сумму 2 млн. 144 тысячи рублей. Пожертвований, сделанных во время блокады верующими города, хватило на строительство танковой колонны и эскадрильи самолетов. 
   2 февраля 1945 года ленинградский митрополит Алексий был избран Патриархом Московским и всея Руси. Вскоре после интронизации он приехал в Ленинград. Свое слово за богослужением в Никольском соборе 1 апреля новый патриарх посвятил блокаде: «Вспоминается мне, как под грохот орудий, под страхом смерти вы спешили прийти в этот святой храм, чтобы излить перед Господом свои скорбные чувства … И будем молиться, чтобы Господь простер благословение свое над Русской Церковью и над дорогой Родиной нашей». 
   Среди священнослужителей, геройски проявивших себя в годы войны, есть те, чьи тихие подвиги до сих пор остаются безвестными. Хочется верить, что совместными трудами историков, краеведов, журналистов со временем удастся собрать и назвать имена всех служителей Церкви и мирян — тех, кто в тяжелейшие военные годы трудился для Победы.



Возврат к списку